Что было
До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач-2101,
которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась КП 2121 с “повышенным” рядом,
предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил КП 2105 для
нового семейства. Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая)
и идет на все “жигули” и “Ниву. А прежние агрегаты сняли с производства еще
в 1987 году. Однако запчасти к ним делали очень долго. Поэтому в продаже до
сих пор встречаются детали разных поколений. В чем их отличие? Начнем с первичного
вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант,
что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная
цена - 550 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У
2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой
передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала
2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться, посчитайте
зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой
коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие
- резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего
хода (фото 2). Вместе с болтом его можно купить за 520 руб.
Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок” взаимозаменяемы.
Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две - универсальная для
2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи, ведь у каждой по 33
зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 - 96,8 мм, 2105
- 98,8 мм (фото 3).
У “пятиступки” вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в среднем
550 руб.
Что будет
Вы решили добавить своей “старушке” пятую передачу? Если коробка передач древняя,
типа 2101 или 2121, - проще, пожалуй, сменить агрегат в сборе. А в случае с
2105 стоит попробовать. Итак, к четырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем
промежуточный и вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи.
Набор (фото 5) состоит из ступицы (80 руб.), муфты (250 руб.), шестерни пятой
передачи с синхронизатором (330 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего
хода (400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.) (фото 6).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот
ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в картере КП и задней крышке.
У “пятиступки” опора в крышке отсутствует. Модернизированная ось (45 руб.) закреплена
в картере гайкой, а не выступом стопорной пластины (фото 7). Если тратиться
на новую пластину не хочется (50 руб.), можно оставить старую, удалив выступ.
Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков и
вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8) обойдутся в 420 руб.
Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 400 руб.
В старой крышке пятая передача не поместится - нужна новая
- 550 руб. (фото 10). Если у вас "Нива", поищите ту крышку, что с
заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой). Но и это не все. Понадобятся
новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб. (фото 11), модернизированная
опора силового агрегата - 40 руб. (фото 12) с поперечиной 2107-1001100 - 40
руб. и подшипник блока шестерен - 70 руб.
Чем сердце успокоится
Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около 8000 рублей.
Затраты на самостоятельную переделку - 3900. Плюс не поддающееся оценке моральное
удовлетворение - сам делал!
Геннадий Емелькин - "ЗА РУЛЕМ" - 09/2001
|